Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 25 Приложение к основной общеобразовательной программе МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 25 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Автор: Криковцева С.С., воспитатель Екатеринбург I. Рабочая программа по курсу «Шахматы- школе. Первый год обучения» под редакцией И.Г. Сухина, адаптированная под детей старшего дошкольного возраста. 1. Паспорт программы Наименование Программы Основание для разработки Программы Заказчики Программы Организация исполнитель программы Целевая группа Сроки реализации Программы Цель Программы Рабочая программа по дополнительным услугам для детей от 5 до 7 лет на 2020-2021 год. Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании» Приоритетный национальный проект «Образование»; Устав МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 25. Педагогический совет, родители. МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 25. Дети старших и подготовительных к школе групп 2020-2021гг Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы. Задачи Программы 1.Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения. 2.Организация здорового досуга. 3.Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры. 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений. 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей. Ожидаемые результаты 1.Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников. 2.Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение. 3.Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более высокого уровня. 1. Пояснительная записка Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку получение комплексов оздоровительных услуг. Непосредственно дополнительная образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность – 25-30 минут. Целевая аудитория: дети старших и подготовительных к школе групп МАДОУ- детский сад комбинированного вида № 25 Этапы реализации программы: 1 год. Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов. Календарно-тематическое планирование. № занятия Тема Программные задачи Методические приёмы 1 Шахматная доска. Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. 2 Шахматная доска. Познакомить с шахматной доской: её Чтение-инсценировка, формой, белыми и черными полями. дидактическая игра Чередованием белых и черных полей «Да нет» на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. 3 Шахматная доска Продолжить знакомить детей с Проспекты, улицы, переулки шахматным королевством, шахматной доски. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. 4 Шахматная доска. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание "Диагональ". 5 Шахматная доска. «Шахматная эстафета». Отрабатывать практические навыки. Схематическое изображение доски. «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле». 6 Шахматные фигуры Познакомить с шахматными Чтение сказки фигурами; развитие интереса к игре, «Чудесные фигуры» внимания Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" 7. Начальное положение Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и начальным положением фигур. нет", "Мяч". Правилами: "Ферзь любит свой цвет". 8. Слон. Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". 9. Слон. Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 10. Слон. Отрабатывать практические навыками. Практические навыки. Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 11. Ладья. Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 12. Ладья. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". 13. Ладья против слона. отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона. 14. Ферзь. Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". 15. Ферзь против ладьи и слона. Закреплять знания и отрабатывать Практические практические навыки игры ферзем. упражнения. 16. Конь. Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 17. Конь. Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". Д/и «Секретная фигура» 18. 19. Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка «Ни шагу назад!» Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Д/и «Волшебный мешочек» 20. Пешка. 21. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. 22. Король. Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). "Ограничение подвижности". Рассказ о месте короля в начальном что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". 23. Король. «Волшебный квадрат» Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. 24. Турнир на чемпиона Закрепить знания детей, полученные Практические навыки. на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. 25. Объяснить детям правила для Формировать представления об Беседа, показ, играющих: «Тронул-ходи», элементарных правилах. Развивать практическое «Ход сделан- обратно не мелкую моторику. упражнение. вернёшь». 26 Шах. Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". 27. Шах. Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". 28. Шах и мат. Формировать представления о Практические комбинациях «шах», «мат» упражнения. («комбинация» и «вилка» - двойной удар). Формировать представления о том, что Объяснение нового мат - цель игры упражнение в материала: мат определении шахматных ситуаций. ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". 29. Мат. 30. Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность 31. Ничья. Формировать представлений о Рассказ о позициях положении «пат», выделение отличий «мат» и «пат» пата от мата. Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". 32. Ничья. Отрабатывать практические навыки. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". «Загадки из тетрадки». Практические упражнения. 33. Рокировка. Познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". 34. Рокировка. Отрабатывать практические навыки. 35. Тренировочная партия. «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина. Практические навыки. Загадки из тетрадки. 36. 37. шахматная Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. Шахматная нотация Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Шахматная нотация. Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Практические навыки, рассматривание иллюстраций. Практические навыки. 38. 39. Упражнять в произношении латинских букв. (A,B,C,D,E,F,G,H). Эстафета. Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля, на которые они ставятся. До свидания шахматная Закреплять знания игры в шахматы. Соревнование. страна. Закреплять пройденный материал. Награждение. «КВН» (Квест) с участием детей. Методика обследования уровня развития умений и навыков детей Критерии уровней развития детей Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление. Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях. Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии. Ф.и.ребёнка знать Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль Правила хода, Название взятие шахматных фигур и их каждой фигуры отличия уметь Ориентировк Играть а на каждой шахматной фигурой доске. Правильно располагать доску Правильно располагат ь фигуры Умение перемещ ать фигуры Решать простые шахматн ые задачи Требования к уровню подготовки воспитанников Должны знать: Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; Правила хода, взятие каждой фигуры. Должны уметь: Ориентироваться на шахматной доске; Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; Правильно располагать шахматную доску между партнёрами; Правильно располагать фигуры перед игрой; Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; Решать простые шахматные задачи. Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований. Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры.