Программа развития МАДОУ 25 на 2022 - 2027 гг.pdf

1

Содержание
I. Пояснительная записка: обоснование актуальности разработки Программы
развития
II. Паспорт Программы развития
III. Информационная справка
IV. Анализ актуального уровня и потенциала развития
МАДОУ –
детского сада комбинированного вида № 25 и определение проблемных зон
1. Общие сведения
2. Качество кадрового обеспечения
3. Участие в конкурсном движении
4. Материально-техническое обеспечение и развивающая предметнопространственная среда
5. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации
V. Концепция развития МАДОУ – детский сад комбинированного вида №
25
Цель и задачи Программы развития
Подпроект 1 «Внедрение инновационных Волновых технологий образования в
образовательный процесс с целью формирования у дошкольников системы
базовых ценностей»
Подпроект 2 «Создание и функционирование в дошкольной организации
системы профессионального роста педагогов, целью которой является
непрерывное персонализированное образование и повышение квалификации
педагогических работников МАДОУ, включая формирование информационной
и ИКТ-грамотности и воспитание информационной культуры педагогов (через
организацию методической службы)»
Подпроект 3 «Создание в МАДОУ условий (кадровых, психологопедагогических,
материально-технических,
развивающей
предметнопространственной среды) для развития, воспитания и обучения детей с
расстройствами аутистического спектра»
Планируемые результаты Программы развития
VI. План реализации Программы развития
VII. Ресурсное обеспечение Программы развития
VIII. Оценка результатов реализации Программы развития
IX. Угрозы и риски реализации Программы развития
X. Управление реализацией Программы развития
Заключение
Литература

2

с. 3
с. 4
с. 6
с. 6
с. 6
с. 7
с. 7
с. 8
с. 10
с. 10
с. 11

с. 13

с. 15

с. 18
с. 18
с. 26
с. 26
с. 27
с. 28
с. 29
с. 30

I.

Пояснительная записка.
Программы развития

Обоснование

актуальности

разработки

Актуальность разработки Программы развития МАДОУ - детского сада
комбинированного вида № 25 (далее по тексту МАДОУ) обусловлена:
 значительными изменениями в сфере нормативно-правового регулирования
развития и функционирования системы дошкольного образования,
 новыми направлениями государственной политики в сфере дошкольного
образования.
 пониманием необходимости постановки и решения опережающих задач
образования,
 значительными изменениями в социокультурной ситуации развития детей
дошкольного возраста,
Изменившиеся условия и особенности развития современных детей требуют
новых подходов к организации дошкольного образования. Это подчеркнул Президент
Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации 1 марта 2018 года: «Нужно переходить к принципиально новым, в том числе
индивидуальным технологиям обучения, с ранних лет прививать готовность к
изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в
современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
Учитывая перечисленные особенности современного социально-экономического
развития России, общегосударственные установки, а также особенности развития
современных детей, мы стремимся к построению открытой образовательной среды для
всех детей с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Эта
образовательная среда должна обеспечить качественное дошкольное образование
каждого ребенка, в том числе ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья,
при необходимости – коррекцию недостатков в его психическом развитии.
Таким образом, целью программы развития МАДОУ мы определяем
формирование открытого образовательного пространства для детей раннего и
дошкольного возраста с любыми образовательными потребностями и их
родителей, создание системы совместной с родителями работы по воспитанию
гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка на основе
духовно-нравственных ценностей.

3

II. Паспорт Программы развития
МАДОУ – детского сада комбинированного вида № 25
Название
Программы
Основания
для
разработки
Программы
развития

Исполнители
Программы
развития
Цель
Программы
развития
Задачи
Программы
развития

Программа развития Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида
№ 25 на 2022– 2027 годы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н "Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №
1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
5. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
7. Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 №
588-ПП "Об утверждении Стратегии развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года".
8. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года,
утверждена постановлением правительства Свердловской области от 07
декабря 2017 г. № 900-ПП.
9. Постановление от 27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий
социально-экономического развития административно-территориальных
единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и
актуализации стратегических проектов Стратегического плана развития
Екатеринбурга до 2030 года
Администрация и педагогический коллектив МАДОУ
Формирование открытого образовательного пространства для детей
раннего и дошкольного возраста с любыми образовательными
потребностями и их родителей, создание системы совместной с
родителями работы по воспитанию гармонично развитой и социально
ответственной личности ребенка на основе системы базовых ценностей.
1. Внедрение инновационных Волновых технологий образования в
образовательный процесс с целью формирования у дошкольников
системы Базовых ценностей, а именно внедрение и реализация
парциальной программы финансового воспитания детей дошкольного
4

Ожидаемые
конечные
результаты
Программы
развития

Финансовое
обеспечение
Программы

возраста «Дети и денежные отношения».
2. Создание и функционирование в дошкольной организации системы
профессионального роста педагогов, целью которой является
непрерывное персонализированное образование и повышение
квалификации педагогических работников МАДОУ, включая
формирование информационной и ИКТ-грамотности и воспитание
информационной
культуры
педагогов
(через
организацию
методической службы).
3. Создание в МАДОУ условий (кадровых, психолого-педагогических,
материально-технических,
развивающей
предметнопространственной среды) для развития, воспитания и обучения детей
с задержкой психического развития и расстройствами аутистического
спектра.
 Созданы в МАДОУ – кадровые, психолого-педагогические и
материально-технические условия, обеспечивающие полноценное
развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (с задержкой психического развития и дети с
расстройствами аутистического спектра), и их позитивную
социализацию в адекватных возрасту формах организации
образовательного процесса.
 Организована на базе МАДОУ стажировочная площадка для
повышения квалификации и стажировки педагогов города
Екатеринбурга и Свердловской области по вопросам:
 использования в образовательном процессе Волновых технологий
образования и формирования на их основе системы базовых
ценностей;
 создания открытой образовательной среды для детей с любыми
образовательными потребностями,
 создания развивающей предметно-пространственной среды,
позволяющей
эффективно
использовать
разные
формы
организации образовательного процесса на основе Волновых
технологий образования;
 организации
поисково-экспериментальной
деятельности,
позволяющей наряду с интеллектуальным развитием детей
обеспечивать формирование системы базовых ценностей.
 Создана методическая служба, обеспечивающая непрерывное
профессиональное развитие педагогов МАДОУ и повышение уровня
компьютерной грамотности и информационной культуры.
Реализация Программы развития планируется за счет бюджетных
средств и внебюджетных источников:
 субсидии на финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания;
 субсидии на иные цели;
 доходы от платных образовательных и иных услуг.

5

III.

Информационная справка

1. Общие сведения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский
сад комбинированного вида № 25 (далее МАДОУ) основано в 1986 году.
Юридический адрес:
620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 11 а.
Фактический адрес:
620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 11 а (А).
620034, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 114 а (Б).
Организационно-правовая форма – автономное учреждение.
Тип – дошкольная образовательная организация
e-mail: mbdou25@eduekb.ru
сайт: https://25.tvoysadik.ru
Образовательная деятельность в МАДОУ осуществляется на основании лицензии,
выданной Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области
№ 20272 от 02 марта 2020 года.
В учреждении функционирует 24 группы, из них:
- 21 группа общеразвивающей направленности;
- 3 группы для детей с ТНР.
С 2022-2023 учебного года начинает функционировать группа для детей с
задержкой психического развития, в том числе дети с РАС.
2. Качество кадрового обеспечения.
В МАДОУ работает слаженный коллектив педагогов, обладающих творческим
потенциалом. Общее количество педагогов – 33, из них: 24 воспитателя, 2 музыкальных
руководителя, 3 инструктора по физической культуре, 4 учителя-логопеда.
19 педагогов имеют высшее профессиональное образование, 14 – среднее
профессиональное.
70% педагогов имеют высшее образование, 30% - среднее специальное. В 20172018 учебном году 6 педагогов (20%) прошли профессиональную переподготовку.
Аттестовано 28 педагогов, из них 11 человек на ВКК, 17 человек на 1КК.
2 педагога не имеют КК.
Большая часть педагогов МАДОУ аттестована (16 чел.), из них на первую
квалификационную категорию – 80%, на высшую квалификационную категорию20%.

6

Большое внимание уделяется привлечению молодых специалистов. На 1 сентября
2018 года в МАДОУ работает 5 молодых педагогов с педагогическим стажем менее 5-ти
лет. Для поддержки молодых педагогов организована «Школа молодого педагога»,
активно применяется система наставничества.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень через курсы
повышения квалификации (ИРО Свердловской области, МБУ ИМЦ «Екатеринбургский
Дом Учителя», Свердловский областной педагогический колледж, МБУ ИМЦ
«Развивающее образование Верх-Исетского района»), а также посредством
самообразования, взаимоконтроля внутри педагогического коллектива.
Все педагоги прошли курсы повышения квалификации (20 педагогов, 100%), из
них в прошедшем 2017–2018 учебном году – 10 (50%). Выбор направлений подготовки
отражает образовательные потребности педагогов.
Таким образом, профессиональный уровень и опыт работы педагогов МАДОУ
позволяет работать с опорой на прочные теоретические и практические знания и опыт
педагогов со стажем.
3. Участие в конкурсном движении.
Одним из ведущих направлений в развитии МАДОУ является повышение
профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается
посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов
является конкурсное движение. Участие в профессиональных конкурсах способствует
выявлению передового педагогического опыта и обновлению содержания дошкольного
образования. В МАДОУ конкурсному движению придается огромное значение. При
поддержке администрации учреждения педагоги ежегодно принимают участие в
различных конкурсах.
4. Материально-техническое
обеспечение
и
развивающая
предметнопространственная среда.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса отвечает
современным требованиям.
При создании развивающей предметно-пространственной среды учитываются
возрастные, индивидуальные особенности детей.

Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную,
обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым
оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда
всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и
достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое
поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития, саморазвития и
социализации.

7

В детском саду не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям,
созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр
возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование
отдельных ее элементов.
На территории МАДОУ обновлены постройки, клумбы и цветники, установлены
малые архитектурные формы. Групповые участки обеспечены необходимым набором
игровых построек.

Территории учреждения находятся под видеонаблюдением.
5. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации
Коллектив МАДОУ тесно сотрудничает с внешними организациями.
В системе социального партнёрства нашего дошкольного учреждения можно
выделить несколько аспектов: интеграция общественного и семейного воспитания,
взаимодействие
с государственными структурами и органами местного
самоуправления; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
взаимодействие с общественными организациями:

ГАОУ ДПО Свердловской
области "Институт
развития образования"

Пожарная часть

ПМПК

ИМЦ ВерхИсетского района

МАДОУ № 25

Детская городская
больница № 11
Физкультурнооздоровительный
комплекс "ВерхИсетский"

Отдел по
профилактике ДДТП
ГИБДД

Центр искусств

АНО "Единство"

Таким образом, опыт МАДОУ представляет собой конкретный вариант
вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства, которое мы,
несомненно, будем развивать. Неоспоримая ценность этой работы состоит в упрочении
связей с семьёй, изучение ее запросов, как основного потребителя услуг.
На данном этапе времени большую значимость мы отводим организации
дополнительного образования.
С появлением дополнительных платных услуг, повышением требований, которые
родители предъявляют дошкольному учреждению, с предоставлением права выбора
8

детского сада, учреждения должны привлекать родителей, заинтересовывать их,
изучать их потребности и спрос. Поэтому перед МАДОУ встали задачи расширения
сферы оказываемых услуг и их рекламы.
Формулировка цели Программы развития основана на проведенном анализе
актуального уровня и потенциала развития МАДОУ, а также определения
проблемных зон.

9

V. Концепция Программы развития
ЦЕЛЬ Программы развития:
формирование открытого образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста с любыми
образовательными потребностями и их родителей, создание системы совместной с родителями работы по воспитанию
гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей
Задачи:

Внедрение инновационных Волновых технологий образования в образовательный процесс с целью формирования у
дошкольников системы базовых ценностей

Создание и функционирование в дошкольной организации системы профессионального роста педагогов, целью
которой является непрерывное персонализированное образование и повышение квалификации педагогических
работников МАДОУ, включая формирование информационной и ИКТ-грамотности и воспитание информационной
культуры педагогов

Создание в МАДОУ условий (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, развивающей
предметно-пространственной среды) для развития, воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического
спектра

10

Подпроект 1 «Внедрение инновационных Волновых технологий образования в
образовательный процесс с целью формирования у дошкольников системы Базовых
ценностей».
Учет современной социокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста
(часть 2 раздела I Программы развития) требует использования в дошкольном
образовании таких универсальных технологий, такого педагогического инструментария,
который позволит обогащать опыт детей, развивать их интеллектуально, воспитывая и
развивая нравственные основы их личности.
К таким технологиям относятся Волновые технологии образования. Их внедрение в
образовательный процесс детского сада является актуальным с точки зрения его
направленности не только и не столько на формирование системы знаний, умений и
навыков, сколько на развитие глобальных компетентностей нового формата (эксперты,
исследователи называют их навыками и компетенциями XXI века, или Глобальными
навыками):
 личностных качеств, черт характера, которые помогают адаптироваться к
стремительным изменениям окружающей среды (система духовно-нравственных
ценностей, любознательность, инициативность, настойчивость, умение работать на
результат, лидерские качества и пр.);
 компетенций, которые помогают решать более сложные задачи, в том числе в
ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды
(критическое мышление, креативность, творческое мышление, умение общаться и
работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды);
 базовых знаний, умений и навыков, которые помогают решать повседневные
задачи (навыки осмысленного чтения и письма, математическая грамотность, финансовая
и предпринимательская грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность,
культурная и гражданская грамотность и пр.).
Формирование указанных навыков XXI века необходимо начинать в дошкольном
детстве. Эта задача является принципиально новой для дошкольного образования. Для ее
решения необходимы новые методологические подходы, новые технологии дошкольного
образования, основанные на идее уникальности и самоценности дошкольного периода
развития человека, развивающие ребенка и развивающиеся вместе с ним. К таким
технологиям можно отнести предлагаемые Волновые технологии.
Их использование в работе дошкольных организаций позволяет достигать важных,
основополагающих результатов в личностном развитии детей, в развитии личностных,
нравственных, интеллектуальных качеств, в формировании их общей культуры в
соответствии с требованиями части первой статьи 64 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».У детей развиваются:
 позитивные установки к каждому этапу личностного и физического развития
человека, формируется мотивация на постоянное поступательное развитие, способность
фиксировать малейшую положительную динамику в промежуточных результатах
развития, видеть различия и делать обобщения;
11

 способность построения причинно-следственных связей в межличностных
отношениях: действие поступок человека и последствия, результаты, а также желание
выстроить гармоничные межличностные взаимоотношения взаимопонимания, согласия,
единства, любви;
 способность видеть взаимосвязь внешних и внутренних факторов собственного
развития и их влияние на развитие лучших личностных качеств (устойчивость,
целеустремленность, трудолюбие),
 восприятие роста мастерства человека и его бережное отношение к личному
времени как необходимое условие личностного развития
 способность идентифицировать себя как представителя семьи, рода, нации,
народа, страны; понимание важности и необходимости, естественности уважения,
взаимной помощи, согласия, дружбы, любви, единства в семейных отношениях.
Методологические подходы, лежащие в основе Волновых технологий образования
(системный, культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный), очень
логично согласуются с принципами дошкольного образования, сформулированными в
федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей1.
Разработаны практические материалы для педагогов, которые позволяют
реализовать содержание образовательной программы посредством разнообразных детских
активностей, что предусмотрено ФГОС дошкольного образования. В частности,
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в
Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей,
необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста2.

1
2

Пункт 1.4 ФГОС ДО.
Пункт 3.2.5 ФГОС ДО

12

Важно, что в предлагаемых формах совместной деятельности педагога и детей
ребёнок чувствует себя субъектом 3, активным участником образовательного процесса,
поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным
деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Построенный таким образом образовательный процесс с применением Волновых
технологий позволяет педагогу эффективно поддерживать детскую инициативу в
разнообразных видах детской деятельности и помочь детям достигнуть целевых
ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО в качестве социально-нормативных возрастных
характеристик возможных достижений ребёнка4, а именно помочь детям:
овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.;
обладать сформированной установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе;
обладать чувством собственного достоинства.
Педагогическая ценность Волновых технологий подтверждается созданием на базе
МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 18 экспериментальной площадки
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по
теме «Волновые технологии образования».
В результате реализации подпроекта 1 мы планируем получить практически
значимые материалы по использованию Волновых технологий при организации
разнообразных детских деятельностей. На практике будет доказана возможность
использования Волновых технологий для развития нравственных качеств ребенка и
формирования у него системы базовых ценностей в процессе любой деткой деятельности,
в том числе экспериментальной деятельности.
Подпроект 2 «Создание и функционирование в дошкольной организации системы
профессионального роста педагогов, целью которой является непрерывное
персонализированное образование и повышение квалификации педагогических
работников МАДОУ, включая формирование информационной и ИКТ-грамотности
и воспитание информационной культуры педагогов (через организацию
методической службы)».
При построении системы непрерывного образования педагогических кадров
образовательной организации обеспечено обучение всех педагогов на курсах повышения
квалификации, ориентированных на ФГОС дошкольного образования.
В образовательной организации создается методическая служба, обеспечивающая
профессиональное развитие педагогов в активных формах педагогического творчества –
экспресс-маршрутах, кружках качества, мозговых штурмах и деловых играх,
педагогических квестах и т.п.
Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе – один из основных принципов дошкольного образования,
на которых базируется ФГОС ДО (часть 3 пункта 1.4 ФГОС ДО).
3

4

Пункт 4.6 ФГОС ДО.

13

На базе МАДОУ предлагается создать экспериментальную площадку по созданию
гибкой адаптивной образовательной среды, открытой для всех участников
образовательного процесса.
В течение ближайших пяти лет МАДОУ может стать ресурсным центром для
повышения квалификации педагогов города по вопросам организации вариативных форм
образовательного процесса, работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с
использованием различных форм стажировок для педагогов города.

Активные формы
профессионального
развития

Организация повышения квалификации педагогов позволяет:
• сделать профессиональное развитие персонализированным;
• обучить педагогов инновационным технологиям обучения и воспитания;
• обеспечить доступность адаптированных обучающих материалов в любое время
и в любом месте;
• развивать сотрудничество педагогов и наставничество;
• развивать компетенции и личностные качества педагогов.
Результатом профессионального развития является современный педагог, который:
 ориентирован на развитие и системность,
 ответственен и отвечает на вызовы времени,
 готов к творческой и инновационной деятельности,
 открыт для обучения,
 обладает гибким мышлением,
 способен вести за собой обучающихся и других педагогов.

14

Подпроект 3 «Создание в МАДОУ условий (кадровых, психолого-педагогических,
материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды) для
развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ (с задержкой психического развития и
с расстройствами аутистического спектра)»
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в
области образования, но и в области демографического и социально-экономического
развития Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими
международными документами в области образования предусматривает принцип равных
прав на образование для детей с ОВЗ. Гарантии права детей с ОВЗ на получение
образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных
законах от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
Необходимым условием организации успешного дошкольного образования детей с
ОВЗ в МАДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их
полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
В МАДОУ мы планируем реализовать модель интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общую образовательную среду вместе с нормально
развивающимися сверстниками. Эта модель предусматривает дошкольное образование
детей с задержкой психического развития (ЗПР) и с расстройствами аутистического
спектра (РАС) в группе компенсирующей направленности и их участие в общей
совместной образовательной деятельности с детьми, не имеющими ограничений в
здоровье и развитии, в том числе в реализации совместных образовательных проектов, в
организационных формах мастерской, коллекционирования, элементарного практического
экспериментирования, совместных праздников.
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными
возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности
недостатков его психического и (или) физического развития.
Особая роль в успешной интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых сверстников
принадлежит организации эффективного взаимодействия с их семьями.
Одним из компонентов адаптивной образовательной среды, необходимой для
реализации нашей педагогической концепции, являются адаптированные основные

15

образовательные программы для детей с ЗПР и с РАС, разработке которых отводится
особое место в программе развития нашей образовательной организации.
Ключевой особенностью адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования должно стать единство ее методологии, ценностных установок
и структуры с основной образовательной программой МАДОУ.
Она соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
федеральному
государственному
5
образовательному стандарту дошкольного образования и разработана с учетом
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования 6 и
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для детей с РАС7.
Поскольку каждый ребенок с ЗПР, либо с РАС требует сугубо индивидуального
подхода, наряду с АООП будут разработаны индивидуальные образовательные маршруты
для каждого ребенка
Индивидуальные образовательные маршруты имеют особое значение в развитии
детей дошкольного возраста, в том числе детей с ЗПР и с РАС:
 направлены, как правило, на развитие базовых навыков;
 обеспечивают дифференциацию, индивидуализацию и персонализацию
образовательного процесса;
 эффективны при смешанном обучении (детей с ОВЗ и здоровых детей);
 особенно актуальны при реализации адаптированных образовательных программ
для детей с особыми образовательными потребностями;
 освобождают время педагога для углубленного обучения, развития креативности
и пр.; позволяют отслеживать результаты развития детей в динамике;
 педагогический потенциал реализуется в том числе через активное
взаимодействие с семьями детей.
Ожидаемые конечные результаты Программы
1. Создание в МАДОУ – кадровых, психолого-педагогических и материально
технических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (дети с аллергодерматозами и дети с
расстройствами аутистического спектра), и их позитивную социализацию в адекватных
возрасту формах организации образовательного процесса.
2. Организация на базе МАДОУ стажировочной площадки для повышения
квалификации и стажировки педагогов города Екатеринбурга и Свердловской области по
вопросам:
 использования в образовательном процессе Волновых технологий образования и
формирования на их основе системы базовых ценностей;
Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России
ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
6
Одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15.
7
Одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
5

16

14

 создания открытой образовательной среды для детей с любыми образовательными
потребностями,
 создания
развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей
эффективно использовать разные формы организации образовательного процесса на
основе Волновых технологий образования;
 организации поисково-экспериментальной деятельности, позволяющей наряду с
интеллектуальным развитием детей обеспечивать формирование системы базовых
ценностей.
3. Создание
методической
службы,
обеспечивающей
непрерывное
профессиональное развитие педагогов МАДОУ и повышение уровня компьютерной
грамотности и информационной культуры.

17

VI.

План реализации Программы

План Программы раскрывает основные направления работы по реализации указанных в концепции развития дошкольной
образовательной организации компонентов системного решения (подпроектов), которое приведет к созданию современного детского
сада, реализующего опережающие задачи дошкольного образования, – детского сада XXI века, открытого для детей с разными
образовательными потребностями, в том числе для детей с ОВЗ.
При этом разделы финансово-экономического и информационного обеспечения являются общими для всех подпрограмм .
Подпроект 1 «Внедрение инновационных Волновых технологий образования в образовательный процесс с целью
формирования у дошкольников системы базовых ценностей»
Нормативно2022-2023
2023-2026
2026-2027
правовое,
Корректировка основной
Разработка нормативно-правовой базы Презентация и распространение
методическое и
образовательной программы
по вопросам создания на базе МАДОУ на базе стажировочной площадки
аналитическое
образовательной организации в
– детского сада № 25 стажировочной
кейса нормативно-методических
обеспечение
части отражения в ней алгоритмов
площадки по вопросам:
материалов:
использования Волновых
• ООП дошкольного
 использования в образовательном
технологий в образовательном
образования, в которой
процессе Волновых технологий
процессе при реализации
отражены особенности
образования и формирования на их
содержания различных
реализации ФГОС дошкольного
основе системы базовых ценностей;
образовательных областей.
образования с помощью
 создания развивающей предметноРазработка (корректировка)
Волновых технологий;
пространственной среды,
программ инновационно• рабочих программ по
позволяющей эффективно
экспериментальной работы по
развитию разных видов детской
использовать разные формы
внедрению Волновых технологий в
деятельности;
организации образовательного
образовательный процесс.
рекомендаций для воспитателей
процесса на основе Волновых
разных возрастных групп по
технологий образования
Согласование муниципального задания формированию у детей системы
базовых ценностей в процессе
на осуществление стажировок
поисковой экспериментальной
педагогов города Екатеринбурга по
деятельности.
вопросам использования в
образовательном процессе Волновых
технологий.
18

Организационное
обеспечение

Создание инициативных
инновационных групп по вопросам:
 апробации и практического
применения в педагогической
практике Волновых технологий
образования при организации
разнообразных видов
деятельности и формирования у
детей на основе Волновых
технологий системы базовых
ценностей;

Формирование кейса нормативнометодических материалов:
• ООП дошкольного образования, в
которой отражены особенности
реализации ФГОС дошкольного
образования с помощью Волновых
технологий;
• рабочих программ по развитию
разных видов детской деятельности;
• рекомендаций для воспитателей
разных возрастных групп по
формированию у детей системы
базовых ценностей в процессе
поисковой экспериментальной
деятельности.
Издание монографии с обобщением
результатов практического
использования Волновых технологий
при организации разнообразных
детских деятельностей.
Организация семинаров, открытых
просмотров, видеосъёмок
педагогического процесса по
организации и руководству
разнообразной детской деятельностью
с применением Волновых технологий.
Разработка материалов (карты, анкеты,
вопросники) для анализа и
самоанализа (педагогической
рефлексии) педагогической
деятельности, организованной на
19

Организация на базе МАДОУ –
детского сада № 25
стажировочной площадки по
вопросам:
 использования в
образовательном процессе
Волновых технологий
образования и формирования
на их основе системы базовых
ценностей;
 создания
развивающей

Кадровое
обеспечение

Материальнотехническое
обеспечение

 создания развивающей
предметно-пространственной
среды, позволяющей эффективно
использовать разные формы
организации образовательного
процесса на основе Волновых
технологий образования;
 разработке методических
материалов по педагогической
поддержке воспитателем детской
деятельности на основе
Волновых технологий;
 разработке материалов (карты,
анкеты, вопросники) для анализа
и самоанализа (педагогической
рефлексии) педагогической
деятельности, организованной на
основе Волновых технологий
Повышение профессиональных
компетенций педагогов по вопросам
использования Волновых
технологий в образовательном
процессе (семинары-практикумы,
консультирование, коучингсопровождение педагогов со
стороны научного руководителя
федеральной экспериментальной
площадки)
Оборудование в МАДОУ – детский
сад № 25 образовательного
пространства для организации

основе Волновых технологий

предметно-пространственной
среды,
позволяющей
эффективно
использовать
разные формы организации
образовательного процесса на
основе Волновых технологий
образования
Презентация кейса материалов
(карты, анкеты, вопросники) для
анализа и самоанализа
(педагогической рефлексии)
педагогической деятельности,
организованной на основе
Волновых технологий

Обеспечение участия педагогов в
конференциях, практикоориентированных семинарах и
вебинарах по вопросам дошкольного
образования детей с ОВЗ, разработки
адаптированных ООП

Проведение мастер-классов
педагогов МАДОУ – детского
сада № 25 по вопросам
использования Волновых
технологий для педагогов
дошкольных организаций ВерхИсетского района и других
районов Екатеринбурга,
Свердловской области на базе
стажировочной площадки
Презентация на базе
стажировочной площадки
«Лаборатории красивых

Наполнение «Лаборатории красивых
отношений», уголков
экспериментирования в разных
20

поисково-экспериментальной
деятельности детей разных
возрастных групп (включая
создание «Лаборатории красивых
отношений»)

возрастных группах оборудованием и
методическими материалами

отношений», возможностей ее
использования для развития
поисково-экспериментальной
деятельности и формирования у
детей системы базовых
ценностей
Подпроект 2 «Создание и функционирование в дошкольной организации системы профессионального роста педагогов, целью
которой является непрерывное персонализированное образование и повышение квалификации педагогических работников
МАДОУ, включая формирование информационной и ИКТ-грамотности и воспитание информационной культуры педагогов
(через организацию методической службы)»
Нормативно2022-2023
2023-2026
2026-2027
правовое,
Разработка положения об
Подготовка кейса документов с
Презентация кейса документов
методическое и
организации в МАДОУ
различными вариантами
для применения в ДОО Верханалитическое
методической службы, являющейся планирования, организации
Исетского района (других
обеспечение
необходимым условием реализации методической работы, форм контроля
районов) г. Екатеринбурга
ФГОС ДО, с активным участием
за качеством образовательного
всех педагогов в методической
процесса
работе, с применением активных
форм непрерывного
профессионального развития
педагогов ДОО.
Презентация модели
Организационное Рассмотрение вопроса о реновации Разработка модели методической
методической службы в МАДОУ.
службы, обеспечивающей непрерывное методической службы,
обеспечение
Обсуждение с педагогическим
персонализированное
ориентированной на активные
коллективом.
профессиональное развитие педагогов. формы профессионального
Апробация всех функций (стадий)
развития педагогов
методической работы, составляющих
ее годовой цикл.
Разработка различных вариантов
планирования, организации
методической работы, форм контроля
21

Кадровое
обеспечение

Изучение имеющегося опыта
организации методической службы
в ДОО.
Разработка технологий оценки
(самооценки) профессиональной
деятельности педагогов с целью
персонализации программ
профессионального развития.
Разработка технологии составления
индивидуальных программ
профессионального развития.

Материальнотехническое
обеспечение

Обновление материальнотехнической базы методического
кабинета

за качеством образовательного
процесса
Апробация и внедрение активных
форм методической работы с кадрами:
«дискуссионные качели», «мозговые
штурмы», «метод «тонких» и
«толстых» вопросов»,
«педагогические квесты»,
«синквэйны», «экспресс-маршруты» и
др.
Обеспечение участия педагогов в
активных формах профессионального
развития.
Разработка технологий оценки
(самооценки) профессиональной
деятельности педагогов с целью
персонализации программ
профессионального развития.
Разработка технологии составления
индивидуальных программ
профессионального развития.
Подготовка наставников для работы с
молодыми специалистами.
Дополнение материалов методического
кабинета новинками методической,
научно-методической литературы
Создание банка электронных
методических материалов по
использованию «активных» форм
профессионального развития педагогов
22

Презентация модели
методической службы,
обеспечивающей непрерывное
персонализированное
профессиональное развитие
педагогов.
Презентация технологии
составления и реализации
индивидуальных программ
профессионального развития.

Презентация на базе
стажировочной площадки банка
электронных методических
материалов по использованию
«активных» форм
профессионального развития
педагогов
Демонстрация «активных» форм

профессионального развития
педагогов в процессе стажировок
педагогов города Екатеринбурга
и Свердловской области
Подпроект 3 «Создание в МАДОУ условий (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, развивающей
предметно-пространственной среды) для развития, воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
Нормативно2022-2023
2023-2026
2026-2027
правовое,
Корректировка основной
Формирование кейса
Презентация и распространение на
методическое и
образовательной программы
образовательных программ:
базе стажировочной площадки
аналитическое
образовательной организации и
• ООП дошкольного образования; кейса образовательных программ:
обеспечение
разработка адаптированной
• адаптированной ООП
• ООП дошкольного образования;
основной образовательной
дошкольного образования;
• адаптированной ООП
программы для детей с
Создание «конструктора»
дошкольного образования.
расстройствами аутистического
индивидуальных образовательных
Презентация подходов к
спектра (РАС).
маршрутов для детей с
конструированию индивидуальных
ограниченными возможностями
образовательных маршрутов для
здоровья
детей с РАС
Разработка рабочих программ для
Презентация кейсов:
Организационное Создание инициативных
инновационных групп по вопросам работы с детьми с расстройствами
— моделей индивидуальных
обеспечение
разработки индивидуальных
аутистического спектра
образовательных траекторий для
образовательных маршрутов для
Создание банка электронных
детей дошкольного возраста;
детей с ОВЗ (РАС)
образовательных ресурсов и
— банка электронных
методических материалов для
образовательных ресурсов и
работы с детьми с РАС
методических материалов
Создание инициативной рабочей
Обеспечение участия педагогов в
Презентация опыта разработки
Кадровое
группы педагогов по разработке
конференциях, практикоадаптированной ООП и
обеспечение
содержания образования детей с
ориентированных семинарах и
индивидуальных образовательных
ОВЗ, разработки адаптированной
вебинарах по вопросам
маршрутов для детей с ОВЗ
ООП и индивидуальных
дошкольного образования детей с
образовательных маршрутов
ОВЗ, разработки адаптированных
ООП
23

Оборудование в МАДОУ – детский Наполнение образовательного
Презентация на базе стажировочной
сад № 25 образовательного
пространства для организации
площадки образовательного
пространства для организации
образовательного процесса с детьми пространства для организации
образовательного процесса с детьми РАС (группа, кабинеты
образовательного процесса с детьми
РАС (группа, кабинеты
специалистов) оборудованием и
РАС (группа, кабинеты
специалистов)
методическими материалами
специалистов)
Финансово-экономическое и информационное обеспечение для всех подпроектов программы развития
Перспективное планирование по
Создание финансовых и
Презентация модели управления
Финансовофинансовому
обеспечению
материально-технических
ресурсов
бюджетными и внебюджетными
экономическое
реализации подпрограмм,
для внедрения в образовательный
средствами для реализации
обеспечение
составление плана финансовопроцесс Волновых технологий
программы развития
хозяйственной деятельности по
образования с целью реализации
Приобретение интерактивных
обеспечению финансовыми,
содержания всех образовательных
образовательных ресурсов для
материально-техническими
областей, организации различных
развития детей, раннего и
ресурсами на стадии планирования детских деятельностей,
дошкольного возраста.
работы по Программе развития.
формирования у детей системы
базовых ценностей.
Разработка модели управления
бюджетными и внебюджетными
средствами для реализации
Программы развития.
Участие в конференциях по вопросам внедрения
Информационное Участие в научно-практических конференциях.
Изучение опыта образовательных организаций
современных образовательных технологий и форм работы с
обеспечение
Свердловской области и других субъектов
детьми, построения методической службы в ДОО, созданию
Российской Федерации по:
открытой образовательной среды, доступной для детей с
• внедрению инновационных Волновых
различными образовательными потребностями.
образовательных технологий;
Изучение опыта образовательных организаций Свердловской
области и других субъектов Российской Федерации по
• организации методической службы в ДОО;
внедрению инновационных образовательных технологий и
• созданию открытой образовательной среды,
технологий управления образовательным процессом.
доступной для детей с различными
образовательными потребностями.
Презентация опыта образовательной организации на
Материальнотехническое
обеспечение

24

городских, региональных, всероссийских и международных
конференциях.

25

VII. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы развития планируется за счет бюджетных средств (в том
числе выделяемых на реализацию целевых муниципальных программ) и внебюджетных
источников
 субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
 субсидии на иные цели;
 доходы от платных образовательных и иных услуг.
VIII. Оценка результатов реализации Программы развития
Механизмом реализации Программы развития являются подпрограммы. Система
оценки будет обладать открытостью и доступностью для всех участников
образовательного пространства. Информация о реализации Программы развития будет
размещаться на сайте МАДОУ.
Целевыми индикаторами Программы являются:
доля специалистов и воспитателей МАДОУ, овладевших современными
педагогическими технологиями (в том числе Волновыми технологиями, цифровыми и
ИКТ-технологиями) и использующих их в своей педагогической практике;
 доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, высокий
уровень квалификации (высшая и первая квалификационные категории), их доля в
общем числе педагогических кадров (положительная динамика этого соотношения в
процессе реализации Программы развития);
 доля выпускников МАДОУ, успешно осваивающих образовательные
программы начального общего образования (1 класса), их социализированность в
условиях школы; доля таких выпускников в общей численности детей, освоивших
программу дошкольного образования в МАДОУ;
 доля воспитанников, принимающих участие в мероприятиях муниципального,
регионального и федерального уровней;
 удовлетворенность родителей качеством образования и услуг по присмотру и
уходу за детьми, предоставляемых МАДОУ (в том числе по итогам независимой
системы оценки качества дошкольного образования);
 качественные и количественные изменения в материально-технической базе и
развивающей предметно-пространственной среде МАДОУ;
 привлечение внебюджетных средств для развития МАДОУ.


26

IX. Угрозы и риски реализации Программы развития

№
п/п

Риски реализации Программы развития

1.

Финансово-экономические
риски
–
недофинансирование
мероприятий
Программы развития. К числу основных
причин наступления указанных рисков
могут
быть
отнесены
негативные
макроэкономические процессы снижения
темпов роста экономики в Свердловской
области и в городском округе Екатеринбург
на фоне сохраняющейся зависимости
бюджетных доходов (а следовательно, и
расходов)
от
колебаний
цен
на
энергоносители на мировых рынках.

2.

Организационные и управленческие риски
– слабая координация действий участников
Программы, следствием чего может быть
искажение смыслов мероприятий
Программы, формальное исполнение
мероприятий, низкое качество их
реализации, возникновение диспропорций в
ресурсной поддержке реализации
намеченных мероприятий, их
неоправданному дублированию и
снижению эффективности использования
бюджетных средств. Может возникнуть
отставание от сроков реализации
мероприятий.

3.

Социальные риски, связанные с
сопротивлением родителей – важных
участников образовательного процесса –
целями реализации Программы развития.
Риски могут быть обусловлены
недостаточным освещением целей, задач и
планируемых в рамках Программы
27

Меры, направленные на
снижение последствий рисков и
повышение уровня
гарантированности достижения
предусмотренных конечных
результатов
Минимизация
этих
рисков
возможна через:
 проведение мониторинга и
внутреннего аудита выполнения
Программы, уточнение
показателей (индикаторов), а
также мероприятий Программы;
 перераспределение объемов
финансирования в зависимости от
динамики и темпов достижения
поставленных целей;
 привлечение
внебюджетных
средств, в том числе спонсорских.
Устранение рисков возможно за
счет:
 организации единого
координационного органа
осуществляющего управление и
координацию всей деятельности
по реализации Программы;
 обеспечения постоянного и
оперативного мониторинга
реализации Программы;
 корректировки мероприятий и
планов реализации Программы на
основе анализа данных
мониторинга;
 опережающей
разработки
инструментов мониторинга до
начала реализации Программы
Минимизация данного риска
возможна за счет обеспечения
широкого привлечения
общественности, родителей к
обсуждению целей, задач и
механизмов развития дошкольной
организации, а также публичного

4.

результатов, с ошибками в реализации
мероприятий Программы, с планированием
деятельности, недостаточно учитывающим
социальные последствия.
Риски, связанные с
низким уровнем
готовности
педагогических кадров к
инновационной деятельности

освещения хода и результатов
реализации Программы развития.

Нивелирование риска связано с
опережающим планированием
мероприятий, направленных на
формирование кадрового
потенциала, в частности создание
методической службы и ее
работы в решении вопросов
непрерывного профессионального
развития педагогов

X. Управление реализацией Программы развития
Для
управления
реализацией
программы
предполагается
создать
координационный
совет,
объединяющий
представителей
администрации
образовательной организации, педагогов и родительской общественности.
Распределенное
лидерство
Взаимосвязь с
общественностью

Администрация
ДОО

Органы
управления
образованием

Организация
дополнительных услуг
Привлечение
внебюджетного
финансирования

Координационный
совет

Педагогический
коллектив
Создание творческих
групп
Апробация
инновационных
технологий
Разработка
методических
материалов

Родительская
общественность
Участие в разработке
методических и
презентационных
материалов
Взаимодействие со
СМИ

28

Заключение
Программа развития обусловлена актуальностью социального запроса общества,
изменениями в социально-экономическом развитии Российской Федерации, города
Екатеринбурга, связанными с ними изменениями в образовании, а также условиями и
возможностями, сложившимися в МАДОУ. Это определило такие особенности
Программы развития, как реалистичность, актуальность, целостность и обоснованность.
В результате реализация Программы развития к 2027 году:
 создана образовательная среда для детей с любыми образовательными
потребностями, обеспечивающую комфортную коррекцию недостатков в
физическом и психическом развитии детей и их социальную адаптацию в
обществе здоровых сверстников;
 сформирован информационно -культурный и компьютерно-грамотный
педагогический коллектива;
 расширен спектр услуг по дополнительному образованию детей.

29

Литература
1. Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная
динамика. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. –
М.:Просвещение, 2015.
3. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии
с ФГОС ДО: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Голицына Н.С. Система методической работы в ДОУ. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие
дляпедагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.:
Мозаика-Синтез,2011.
7. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в
дошкольныхгруппах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения
дошкольников:учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.
9. Кривцова С.В. Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред.
А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.
10. Кудрявцев В.Т. Воображение, творчество и личностный рост ребёнка /
ВладимирТовиевич Кудрявцев.– М.: Чистые пруды, 2010.(Библиотечка “Первого
сентября”, серия“Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 25).
11. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. –
М.:Смысл, 2012.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
13. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Манске К. Учение как открытие. Пособие для педагогов. – М.: Смысл, 2014.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению
содержаниядошкольного образования: метод. рекомендации. – М., 1993.
16. Михайлова-Свирская
Л.В.
Индивидуализация
образования
детей
дошкольноговозраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.: Просвещение, 2014.
17. Педагогика
достоинства:
идеология
дошкольного
и
дополнительногообразования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
18. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенкадошкольника.Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.
19. Уденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и
потребности жизни детей. – М.: Университетская книга, 2010.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».