Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения
29.09.2025
Артикуляционная гимнастика – залог
правильного звукопроизношения
Красивая речь – это спорт и искусство.
Уинстон Черчилль.
Уважаемые родители наших воспитанников! Вашему вниманию интересная и важная информация.
Гимнастика для рук, ног — дело
нам знакомое. Мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными
А для чего тренировать язык? Оказывается язык — главная мышца органов речи. И
для него, как и для всякой мышцы, гимнастика очень необходима. Ведь
язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок
проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком,
губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.
Образование звуков речи – это сложный
двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи- язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой
многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при
участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма,
межреберные мышцы)
ВЫВОД: чтобы создать основу для
произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит
научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом
специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики -
выработка полноценных движений и определенных положений органов речи,
необходимых для правильного произношения звуков.Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись.
Артикуляционную гимнастику делают сидя,
поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном состоянии, выполняют перед настенным зеркалом, т. к.
ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений.
Не следует предлагать детям более 2-3
движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную
последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
Артикуляционные упражнения бывают двух
видов:
• Статистические – упражнения на удержание
определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд:
птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития
подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного
движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка
вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз.
Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше
с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей
руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально,
в игровой форме.
Важное правило: гимнастика не должна
ребенку надоедать, следить , чтобы ребенок от нее не уставал!
Прежде чем поехать на автомобиле в лютый
мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического
занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат.
Только целенаправленная систематичная
работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку
научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в
будущем!

С уважением
Смирнова Ирина Николаевна,
учитель-логопед МАДОУ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.09.2025
Дата обновления: 30.09.2025
Дата публикации: 29.09.2025