Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения

29.09.2025

Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения

Красивая речь – это спорт и искусство.

Уинстон Черчилль.

Уважаемые родители наших воспитанников! Вашему вниманию интересная и важная информация.

Гимнастика для рук, ног — дело нам знакомое. Мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными А для чего тренировать язык? Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика очень  необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.


Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы)


ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.


Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии,  выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Не следует предлагать детям более 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному. 

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:Хочу такой сайт

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично. 


Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.


Важное правило: гимнастика не должна ребенку надоедать, следить , чтобы ребенок от нее не уставал! 

Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. 

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет  ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем! 

1.jpg
 

С уважением

Смирнова Ирина Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.09.2025

Дата обновления: 30.09.2025

Дата публикации: 29.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».