15.02.2019
Консультация
для родителей
Формирование
пространственных ориентировок
у детей дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью
ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые
простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над,
под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в
противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию
пространственного воображения у детей.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение
для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его
взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство
человеческой психики. Освоение предметного и социального пространства играет
огромную роль в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего
места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью,
ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания,
личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к
ориентировке в пространстве. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности
человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы
существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем
фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой
деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и
у дошкольников, и детей школьного возраста является формирование
пространственного восприятия и пространственных представлений.
Недостаточная сформированность пространственно-временных
представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании
полноценной связной речи, впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения
и письма.
Игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в
собственном теле.
«Части тела»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и
уточнение названия частей тела.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела
своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука»
Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по
кругу.
«Определи по следу»
На листке в разных
направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки,
ноги (левой или правой) этот отпечаток.
«Лицом друг к другу»
Цель: упражнять детей в
умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при
словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные
термины.
Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у
товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.
Игровые приемы,
направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Игры со звуковыми ориентирами
«С какой стороны звук?»
Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту
сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать
направление.
«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с
какой стороны»
В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей
среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать
направление источника звука.
«Жмурки»
Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок
закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти
на звук его голоса (хлопков, колокольчика).
Игры по словесной инструкции
«Вверху-внизу»
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху,
чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх,
если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля,
трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма,
солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
«Магазин»
Цель: учить понимать
пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить
местоположение предметов на полках.
Ход игры: Ребенок, выступая в
роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что
находится.
«Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно
своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что
находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают
вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
«Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве,
понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего
команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага
налево, вниз (присесть) и т.д.»
«Спрячем
игрушку (шишку, осенний листочек)»
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления
движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают
поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение
движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага
вперёд» и т.п.
«Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других
предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Взрослый-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет
кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца,
мишку – слева от мышки и т.д.
«Транспорт»
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в
какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.
Игры с использование схем
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель: закреплять умение
соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения
предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на
схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра «Где спрятан клад?»
Цель: развивать
пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование: можно использовать
всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути.
Сюрприз.
На улице, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы»,
«овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен
клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные
препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и
правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его
найдём».
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт.
Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны.
Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем
повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра
заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Игровые приемы,
направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом
формирования пространственных представлений является переход к ориентации в
двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы
ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный
и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние,
правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений,
ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по
сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в
клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка
отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы,
пропускать необходимое количество клеток.
«Создай картинку»
Например,
можно попросить детей нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем
правом углу — тучку, в нижнем правом углу — елочку, в нижнем левом углу —
будку, справа от будки — косточку. После этого в центре листа дети могут
нарисовать собачку и раскрасить картинку.
«Укрась
коврик»
Детям
раздаются листы бумаги – это ковер. Нам нужно его украсить. У каждого ребёнка
набор геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат,
Желаю
успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.07.2019
Дата обновления: 10.07.2019
Дата публикации: 15.02.2019