Игры со словами и звуками

28.03.2022

10.jpg

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Зачем развивать фонематический слух и восприятие у ребёнка дошкольного возраста:

* Этот навык помогает ребёнку в подготовительной к школе группе подготовить «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».

*  Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

–Замены звонких согласных  парными глухими и наоборот («томик»  вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).

–Замены мягких согласных соответствующими  твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

–Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц]  шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

–Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»). 

* Формируется грамматическая сторона речи (при недостаточной сформированности могут наблюдаться неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование). 

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами. 

Игра «Будь внимательным!»

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки»

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.Хочу такой сайт

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш].  Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово»

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Прохлопай слово»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. 

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово»

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки»

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] –  [З`].

Игра «Добавлялки»

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове»

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт»  заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Цепочка слов»

Цель:  Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово,  ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово»

Цель:  Учить составлять слова по первым звукам предметов,  изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово»

Цель:  Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).

9.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.03.2022

Дата обновления: 28.03.2022

Дата публикации: 28.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».