28.03.2022
Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.
Фонема – звук,
умение различать каждый звук в слове.
Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать
смысл слов.
Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и
установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас.
звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет могут:
1. Определять
короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
2. Делить
слова по слогам.
3.
Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
4.
Придумывать слова на заданный звук, слог.
5. Выделять
звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в
слове или нет).
6.Анализировать
звуковой состав слова.
7. Давать
характеристику звуков:
– гласный
звук, обозначаем красной фишкой;
– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей
фишкой;
– мягкий
звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.
8.Составлять
и анализировать предложения: Карандаш
упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово
– карандаш;
Второе слово
– упал;
Третье слово
– под (короткое слово);
Четвёртое
слово – стол.
9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Зачем развивать фонематический слух и восприятие у ребёнка дошкольного возраста:
* Этот навык помогает ребёнку в подготовительной к школе группе подготовить «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».
* Воспитывается особая чуткость к звучанию
слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых
ошибок первоклассников:
–Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).
–Замены
мягких согласных соответствующими
твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
–Замена
свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими
[Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
–Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Формируется грамматическая сторона речи (при недостаточной сформированности могут наблюдаться неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.
Игра «Будь внимательным!»
Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:
л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.
Игра «Назови картинки»
Цель: Учить выделять заданный звук среди
предметов, изображённых на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
Игра «Придумай слово»
Цель: Учить подбирать слова на заданный
звук, слог.
Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.
Игра «Прохлопай слово»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове
(можно потом
с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.
Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов,
отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребёнку предлагаются парные картинки: коза
– коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка –
галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает
тот, кто назовёт пару той или иной картинке.
Игра «Найди слово»
Цель: Научить находить слова с заданным
звуком при прослушивании стихотворного текста.
Взрослый предлагается прослушать
стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку
нужно назвать слова со звуком [С].
Игра «Разложить картинки»
Цель: Учить дифференцировать звуки в
словах.
Ребёнку предлагается разложить картинки
(игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] –
[З`].
Игра «Добавлялки»
Цель: Учить образовывать слова, добавляя
заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец)
слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка
(шапка), …ар (шар) и т. д.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель: Развивать умение определять место
звука в слове (начало, середина, конец).
Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине,
в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале),
машина (в середине).
Игра «Цепочка слов»
Цель:
Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.
Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и
придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и
т.д.
Игра «Отгадай слово»
Цель:
Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображённых на
картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово»
Цель:
Учить называть слова с определённым количеством слогов.
Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом
(например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.03.2022
Дата обновления: 28.03.2022
Дата публикации: 28.03.2022