15.03.2019
Развитие
познавательной активности у детей раннего возраста
посредством
экспериментирования
Развитие познавательной активности у
детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на
слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности
детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Первым этапом развития познавательной
активности обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится
любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут
являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого
внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям раннего возраста.
Самостоятельно постигать скрытые характеристики в этом возрасте ребёнок не
может, ему необходима помощь взрослых.
В современных психолого-педагогических
исследованиях раскрываются условия и направления педагогической деятельности по
развитию познавательной активности детей, а
также применяются различные средства. Условно средства развития
познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две
группы: деятельность детей и окружающие предметы. На ранних ступенях развития
ребёнка личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро
его становится недостаточно.
В
различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные
задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной
деятельности. В последние годы все активнее в качестве условий для формирования
восприятия у детей, уже в раннем возрасте, используется метод
экспериментирования с материалами и веществами.
Введению термина «экспериментирования»
наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей
и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что
оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимосвязях с другими объектами. Задача педагогов и родителей поддержать и развить в ребенке интерес к
исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В группе для детей раннего возраста, а
также и в домашних условиях можно создать
условия для организации экспериментирования с такими материалами, как
вода и песок, с целью развития познавательной активности ребенка.
Действия, которыми ребенок овладевает в
процессе экспериментирования с водой разнообразные: ребенок переливает воду,
размешивает в воде различные вещества, опускает предметы в воду, выдавливает
воду из предмета, делает воду мыльной и цветной. Для этого ребенку необходимо использовать
такое оборудование, как ложечки, палочки, предметы-игрушки, лейки и плошки.
Песок – излюбленный материал в играх детей
раннего возраста. В ходе игр с песком ребенок расширяет свой кругозор,
знакомится со свойствами этого материала, развивает моторику. Кроме того игры с
песком благотворно влияют на психо-эмоциональное состояние ребенка. В процессе
экспериментирования дети знакомятся с
основными свойствами сухого и мокрого песка. Любому ребенку игра с песком
доставляет большое удовольствие. Сухой песок рассыпается, из него нельзя ничего построить, но зато его
можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Детям можно
предложить экспериментирование с мокрым песком и обратить внимание на то, что свойства влажного песка другие,
чем сухого. Во-первых, влажный песок
другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но
зато из него можно «печь пирожки и куличики».
Экспериментируя с песком, ребенок овладевает
действиями: просеивать, пересыпать, делать постройки из песка, смешивать песок
с водой, прятать различные предметы в песке, копать, раскапывать ямки. Ребенок
также может использовать различное оборудование: лопатки, грабли, ложечки,
формочки, ведерки разного размера.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.08.2019
Дата обновления: 01.02.2022
Дата публикации: 15.03.2019